Света проснулась от настойчивого звонка. «Будильник?! – вскочила она, – Нет, сегодня же выходной». Соня взяла телефон: 3 пропущенных от Кати, её младшей сестры. Катю невозможно было остановить, если она что-то задумала. Вот и сейчас. Скорее всего, у младшей сестры возникла очередная сумасшедшая идея. Телефон позвонил ещё раз.
— Светка, ну ты что, спишь?! Уже 9 часов! Вставай! – бодренько звучал голос сестрёнки, – Я тут такое придумала!
— Катюш, я вообще-то неделю отработала, а сегодня мечтала выспаться. Ну, вот совсем не собиралась вставать часиков так до 12!
— Ну, ты даёшь! Жизнь проходит мимо, а ты всё спишь! – щебетала Катя. Она была студенткой-первокурсницей, полной сил и идей. Девушке осталось сдать пару экзаменов, чтобы закрыть сессию. Уже сейчас она планировала, как проведёт летние каникулы. Наверное, этот звонок был как-то связан с этим…
— Что у тебя за идеи? – спросила Света. Она знала, что если уж сестра что-то придумала, то от неё вряд ли так просто удастся отделаться.
— Ты же собираешься в июле в отпуск? – поинтересовалась Катя, хотя прекрасно знала, что это так, ведь они это обсуждали не один раз.
— Да, собираюсь, – покорно ответила Света.
— Мы проведём его все вместе! На бабушкиной даче, мы же туда ездили каждое лето с родителями! Это же было так волшебно, помнишь! Лес, речка, костёр по вечерам, разговоры по душам…
Катя продолжала что-то щебетать, а Света вдруг содрогнулась от воспоминаний. Теперь она уже окончательно проснулась. Те «волшебные» дни на базе отдыха в сосновом лесу у реки могли бы и ей вспоминаться, как самые счастливые, но они стали для неё испытанием на прочность…
Света была на 5 лет старше Катерины. И если она родилась, когда родители только поженились, то сестру они уже планировали и ждали. Света стала неожиданным «подарком» к окончанию института Натальи, её матери. Та, защитив диплом, сразу поехала в роддом. Мать так никогда и не работала по специальности, в чём отчасти винила старшую дочь: «Я для тебя всем пожертвовала! – любила говорить она, – А ты…» Дальше следовало перечисление, чего же не сделала для неё неблагодарная дочь.
Отбыв декрет, мать вышла на работу, чтобы через полтора года снова уйти. После второго декрета работала Наталья руководителем кружка кройки и шитья – работа не пыльная, но и не прибыльная. Деньги зарабатывала больше дома, занимаясь пошивом одежды на заказ. По диплому педагога женщина не работала ни дня. Материально семью обеспечивал отец Светы Леонид, поэтому ему приходилось нелегко.
Воспитание старшей и младшей дочери разительно отличалось: на Свете родители (особенно мать) испытывали разнообразные педагогические методики и приёмы, Катю же просто любили безусловной любовью. Наталья, педагог по диплому, считала себя большим специалистом в сфере детского развития и воспитания, поэтому были у старшей дочери кубики Монтессори и Зайцева, одно время мать пыталась разговаривать с ней по-английски, а после довольно продолжительное время внедряла методику Масару Ибуку, в соответствии с которой с ребёнком нужно много заниматься, а игрушки этому только мешают… И всё бы было ничего, однако Наталья очень быстро как загоралась, так и перегорала: надолго её не хватало. Она бросалась из крайности в крайность, а малышка не могла понять, почему это мама с утра говорит с ней на непонятном языке (английском) и при этом возмущается и ругается, из-за того, что девочка ничего не понимает.
Сначала Наталья пыталась «развивать» дочь, потом нервничала, что ничего не получается, и снова заменяла одну методику другой (причём происходило это зачастую как раз тогда, когда девочка начинала понимать, что от неё, собственно, хотят). Весь негатив и недовольство матери сполна выливались на маленькую девочку, требования к которой явно были завышены. Трёхлетняя малышка вздрагивала от каждого шороха и вместо радости испытывала шок от каждой новой игрушки, купленной ей – ведь все они были куплены с определённой целью. Да и не покупала мать просто игрушки: кубики, конструкторы, детские пазлы, развивающие игры. Света уже опасалась притрагиваться к ним, боясь опять сделать что-то не так и вызвать недовольство матери. Наталья же старалась даже любви своей ребёнку не демонстрировать – вычитала где-то, что это мешает развитию детского интеллекта. Муж был занят зарабатыванием денег и не мешался в воспитание малышки: он считал, что жене с её образованием виднее. Спасла Свету бабушка. Мать Леонида заметила, что девочка совершенно не похожа на счастливого ребёнка: она часто болеет и мало улыбается. Женщина старалась почаще приходить к молодым, хоть это и не нравилось невестке. Конечно, на её советы Наталья внимания не обращала. Однако, когда малышка в очередной раз заболела, и доктор настоятельно порекомендовал вывезти ребёнка на оздоровление, молодая мать таки послушала свекровь и поехала с дочерью к ней на дачу. Здесь, у Светы, помимо свежего воздуха и натуральных фруктов-овощей, была возможность просто побегать и пообщаться с другими детьми, которых забирали на лето дедушки-бабушки. Наталье достаточно быстро надоели свекровины огородные грядки и поучения, однако она волновалась за здоровье дочери, поэтому согласилась на предложение матери мужа оставить Свету с ней на пару-тройку недель: пусть девочка оздоровится. Татьяна Павловна провела работу с сыном, и тот уговорил жену продлить «отпуск» дочери на всё оставшееся лето: хоть Наталья и не была в восторге, но согласилась – с мужем она предпочитала не ссориться, да и перспектива отдохнуть летом без ребёнка тоже ей нравилась.
Светочка же у бабушки окрепла и успокоилась. Татьяна Павловна не пыталась научить её читать или считать в пределах 100: она просто окружила девочку заботой и любовью. Первое, что сделала женщина – купила Свете нормальные, по её мнению, игрушки: красивую нарядную куклу, милого плюшевого мишку и набор детской посуды. Счастью ребёнка не было предела: в доме родителей обычные игрушки были под запретом, ей разрешалось играть с ними не более часа в день. Здесь девочка могла постоянно носить с собой мишку и даже спать с ним. Наталья с мужем приезжали на выходные, и женщина с удивлением замечала перемены в поведении и в развитии дочери. И перемены эти были в лучшую сторону: к концу лета Света уже прекрасно разговаривала целыми предложениями, хотя до этого предпочитала общаться с матерью односложно.
— Татьяна Павловна, – как-то Наталья решила узнать секрет свекрови, – как это у Вас получилось?! Я столько всего перепробовала – а Света просто молчала. Ну, или словом-двумя отвечала.
— Наташ, на ребёнке не надо методики испытывать – его надо просто любить. Если ты с дочерью общаешься, разговариваешь, объясняешь – то она обязательно будет развиваться. Однако быстрее, чем это должно произойти, это и не случится! Всему своё время! И заговорила Светочка просто потому, что время пришло! Не нужно требовать от ребёнка того, что ему не по силам! – ответила свекровь. Наталью эти слова заставили задуматься. Тем более, она как раз открыла для себя методику «свободного развития»…
С этого момента жизнь Светы стала проще. Тем более, что мать отдала её в детский сад – за лето она нашла работу, да и 3-хлетка, по её мнению, уже нуждалась в обществе других детей – сверстников.
Спустя 2 года Наталья родила Катеньку. К тому времени женщина уже успела разочароваться во всевозможных методиках раннего развития, поэтому свою младшую дочь она просто любила. Тем более, что её родители планировали и ждали. Света же в 5 лет стала для матери взрослой: она должна была «помогать с малышкой и чувствовать за неё ответственность» (где-то женщина это всё же вычитала), однако девочка не хотела ни помогать, ни быть ответственной, чем, опять же, разочаровывала мать.
— Света, посмотри за Катенькой, пока я мою посуду! – говорила Наталья, оставляя старшую дочь с младшей в комнате.
Девочка смотрела. Младенец спокойно лежал в кроватке и кряхтел, не плакал, не капризничал… «Зачем мне на неё смотреть?!» – недоумевала Света. Однако она уже знала, что, если отойдёт от кроватки, мать будет снова ей вычитывать об ответственности и обязанностях. Уж лучше бы она ругалась и кричала. Присмотр за младшей сестрой стал для Светы самым худшим наказанием…
Учёба в первом классе давалась девочке легко: всё же Наталья, сама того не ожидая, сумела её подготовить. Свету часто хвалили и ставили в пример как самую старательную и успешную ученицу. Наталья гордилась не так дочерью, как собой. Поэтому спуску Свете, конечно, не давала: девочка всё свободное время занималась, ходила на дополнительные уроки английского, на танцы и на музыку. Малышка к концу дня еле-еле стояла на ногах. Поэтому она ещё больше завидовала Кате: её просто любили. Мать обнимала и целовала младшую дочь, проводила с ней всё свободное время. Ей не нужно было быть лучше всех, получать «5» и побеждать в конкурсах, чтобы заслужить одобрение мамы. Свете же приходилось ежедневно бороться за её любовь.
Первой тревогу забила Татьяна Павловна.
— Светочка, смотри, какая хорошенькая у тебя сестричка! Вот она немножко подрастёт, и вы с ней подружитесь, верно? – как-то спросила она у внучки.
— Я её совсем не люблю. И дружить с ней никогда не собираюсь, – спокойно и уверенно ответила девочка.
— Почему не любишь? – растерялась Татьяна Павловна, – Она же такая маленькая, беззащитная, ей нужна старшая сестра, чтобы защищать и поддерживать, учить всему!
— У неё для этого есть мама! Она её больше всех любит! Вот пусть мама и поддерживает её дальше, учит! А меня никто не может заставить её полюбить! – голос девочки срывался.
«Так вот оно что!» – поняла женщина и горько покачала головой – невестка-педагог опять наломала дров!
— Наташ, а ты знаешь, что Света тебя к Катеньке очень ревнует? – спросила Татьяна Павловна у невестки.
— С чего это Вы взяли?! Я ничего такого не замечала! Она прекрасно к ней относится! Это Вам показалось! – категорично заявила Наталья.
— Наташ, не прекрасно! Она ревнует тебя к сестре! И мне это, к сожалению, не показалось.
— Это она Вам сказала?! Вот я её… – начала заводиться невестка.
— Если ты сейчас на этом заостришь внимание, то ваши отношения со Светочкой совсем испортятся. А вот Катю она любить больше не станет! – пыталась вразумить Наталью свекровь. Однако невестка её не слушала: была, как всегда, уверена в своей правоте – ведь она уже дважды мама! Вместо этого женщина провела беседу со старшей дочерью на тему: «Как нужно любить младшую сестру» с напутствиями и наставлениями, со словами об ответственности и долге. Естественно, эта беседа-лекция возымела совершенно противоположный эффект: теперь Света старалась как можно реже пересекаться с младшей сестрой. Она была смышленой девочкой, поэтому быстро научилась хитрить: вместо того, чтобы помогать матери с малышкой, предпочитала делать уроки: говорила, что нужно повторить, лучше подготовиться, к тому же Света по-прежнему посещала танцы и репетиторов.
Катя же росла ребёнком шустрым и любознательным, а ещё – очень открытым: она любила старшую сестру и ходила за ней хвостиком. Свету это только раздражало. «Она мешает мне заниматься!» – говорила она, закрываясь в своей комнате. Света по-прежнему завидовала младшей сестре, тому, что её любили просто так…
Девочки росли. Света уже ходила в 3 класс, Катя посещала детский сад. Взаимной любви между ними по-прежнему не было: Катя обожала старшую сестру, Света избегала младшую. Родители предпочитали этого не замечать: отцу, как всегда, было не до того – он работал, обеспечивая семью. Мать тоже занялась работой и нашла неплохую подработку в соответствии со своим хобби и основной деятельностью: стала шить на заказ. К тому же Наталья просто не могла признать того, что одна из её дочерей недолюбливает вторую: ведь тогда она бы расписалась в своей несостоятельности как педагога. А этого она допустить не могла.
То памятное лето девочки проводили у бабушки на даче: Татьяна Павловна сама предложила Наталье забрать внучек на каникулы, та с удовольствием согласилась – она могла вплотную заняться подработкой и просто отдохнуть. К тому же лето на даче – это оздоровление и закалка для детей. Поэтому такое решение подходило всем: родители спокойно занимаются своими делами, бабушка наслаждается общением с внучками, девочки отдыхают и оздоровляются.
Света и Катя искренне, по-детски радовались отдыху. Они все дни проводили на улице, ходили с бабушкой на речку, играли с соседскими детьми, ели свежие и натуральные фрукты-ягоды-овощи с огорода. А ещё помогали бабушке (конечно, по возможности). Например, они очень любили поливать грядки с ней по вечерам. Татьяна Павловна набирала воду из копанки, а девочки, наполнив нею детские лейки, поливали клумбы и рассаду. Конечно, женщине было бы проще сделать это самой, но она старалась привлечь детей: во-первых, они делали это вместе и тем самым ближе общались и начинали дружить, во-вторых, так она воспитывала у своих внучек любовь к труду. Девочки же были уверены, что они по-настоящему помогают бабушке. В один из таких летних дней Татьяна Павловна отправилась в близлежащий магазин за хлебом. Девочек она с собой брать не стала: к магазину нужно было идти пешком минут 20 в одну сторону, да ещё и под палящим солнцем – с внучками это заняло бы больше времени. А так женщина села на велосипед, пообещав вернуться через полчаса. Девочки, в свою очередь, пообещали хорошо себя вести.
— Свет, а давай бабушке огород польём! – предложила младшая сестра, – Она из магазина придёт – а поливать не надо: мы всё сделали! Вот она обрадуется!
— А ты уверена, что она обрадуется? – спросила старшая сестра, – По-моему, бабушка всегда говорила, что поливать нужно вечером, когда солнце садится, чтобы растениям вреда не причинить.
— Не хочешь – и не надо! Лентяйка ты! А я пойду поливать! – заявила Катя, топнув ножкой.
— Ну и иди, потом сама получать от бабушки будешь! – ответила Света равнодушно. Она взяла корзинку и пошла собирать яблоки под большой старой яблоней. Катя схватила ведро и, надувшись, демонстративно отправилась на край огорода, где была вырыта глубокая копанка. Света продолжала собирать спелые яблоки, отвлёкшись от мыслей о сестре. Вдруг она услышала отчаянный крик. Взглянув на край огорода, она почему-то не увидела сестру. Только что она там стояла – Света мельком видела её фигурку, а теперь её нигде не было.
— Света, спаси! Светочка! – услышала она отчаянный крик. После какое-то бульканье.
«Катя упала в копанку!» – вдруг пронзила Свету мысль. Судя по звукам, сестра захлёбывалась холодной водой и не могла выбраться. Бабушка не раз предупреждала, что там глубоко, чтобы девочки не подходили слишком близко. «Она сама виновата – не послушалась! Вот и пусть остаётся там! А мне только лучше без неё будет! Меня одну любить будут!» – все эти мысли стремительно пронеслись в голове у девочки. Она будто застыла. Корзина выпала из её рук, и яблоки рассыпались по земле.
— Света! Светочка! Спаси! – снова послышалось со стороны копанки.
И Света вдруг будто проснулась. Она услышала отчаяние, мольбу и надежду в голосе сестрёнки. Только она могла её спасти. Девочка схватила палку, которой бабушка подпирала ветви яблони, когда те ломались от обилия плодов, и бросилась к копанке. Первое, что она увидела: перепуганные глаза сестрёнки. В них читался ужас вместе с надеждой. Свете вдруг захотелось провалиться сквозь землю из-за своих мыслей.
— Держись! – крикнула она сестре, протянув палку. Малышка еле-еле барахталась на воде, пытаясь схватиться то за траву над копанкой, то за выступы на её стенках. Однако трава обрывалась, а земляные стенки просто рассыпались под её руками. Увидев сестру, Катя забарахталась сильнее и схватилась за палку. Света потихоньку подтягивала Катю к берегу: ещё чуть-чуть… Её нога соскользнула, и девочка еле-еле удержалась над краем водоёма. Катя окунулась с головой. У Светы душа ушла в пятки. Однако сестра вынырнула и снова с трудом схватилась за палку. «Держись, миленькая, ты только держись!» – у Светы из глаз текли слёзы, смешивались с потом и грязью, заслепляя глаза. Но девочка не сдавалась. Вот Катина рука уже почти возле края… Ещё немного – и девочка схватилась за берег. Света подскочила к ней и вытянула сестру на сушу…
Татьяна Павловна стояла около магазина, мирно беседуя с соседкой об урожае огурцов и о том, что давно не было дождя: земля сохнет, всё не польёшь… Вдруг она почувствовала ужасную боль. Что болело – она сказать не могла. Будто всё её тело пульсировало от дикой непонятной боли. «Домой! Скорее домой!» – крутилось в голове. Кое-как попрощавшись с соседкой, женщина покрутила педали в сторону дачи.
… Возле копанки сидели Света и Катя. Обе были насквозь мокрые, сидели, обнявшись, и рыдали. «Девочки мои! Что с вами?!» – бросилась женщина к внучкам. Хотя она и сама уже понимала, что произошло. «Света меня спасла!» – гордо сказала Катя. А Света плакала, и это были слёзы стыда и раскаяния: она ведь всерьёз задумывалась над тем, спасать ли ей сестру!
Вечером приехали Наталья и Леонид.
— У вас всё нормально?! – первое, что спросила мать, зайдя в дом. Потом она крепко обняла дочерей и, наконец, выдохнула, – Что-то мне сегодня было так неспокойно! Так тревожно! Думала, случилось что! Я вас так люблю! – это уже девочкам. Они тоже обнимали мать и почему-то плакали, однако о том, что случилось днём, Наталье не сказали: не хотели, чтобы она переживала, да и знали, что тогда от бабушки она их заберёт. А здесь девочкам было, действительно, хорошо.
С тех пор отношения между сестрами изменились: они стали по-настоящему родственными и доверительными. Света всегда поддерживала Катю, а та – Свету. Они помогали друг другу, а главное – любили друг друга. Наталья удивлялась и радовалась этим переменам – даже вечно занятый Леонид заметил, что девочки, наконец-то подружились. Не было бы счастья, так несчастье помогло…
…Бабушки давно не стало. Теперь дача перешла во владение Светиных родителей, но она старалась туда ездить пореже: всё напоминало ей о том страшном случае, который стал для неё проверкой на человечность.
— Слушай, Кать, у меня встречное предложение! Вика, моя подруга, работает администратором на базе отдыха. Там деревянные домики, речка, лес – красота. Аренда совсем недорогая – на пару недель можем арендовать домик – нам ещё и скидку сделают! Помнишь, я тебе фотографии присылала – там очень классно!
— Действительно, хорошая идея! – обрадовалась Катя, – А ты на дачу просто не хочешь ехать, да? – спросила она тихо. Катя понимала сестру без слов.
— Не хочу, – призналась она, – рванём на базу?
— Конечно, рванём! – рассмеялась Катя, – Все вместе! Ведь мы семья!
Света положила трубку. Она улыбалась. Как хорошо, что у неё такая замечательная младшая сестра!
Автор: Ирина Б.