Вовка сидел над тетрадкой почти час. Смотрел на чистый лист, потом в потолок, затем в окно, вздыхая и ерзая на стуле.
— Ты учебник-то открой, да на саму картину посмотри, по ней же задали сочинение. Смотри внимательно, да и пиши. Что вам учительница говорила? — Мать стояла, склонившись над Вовкой, с кухонным полотенцем на плече.
— Про картину говорила учительница, — бормотал Вовка.
— Ну так и пиши, горе ты луковое. Сколь же сидеть-то можно? Тебе же не вагон угля разгружать, тебе всего лишь сочинение написать надо. Буквы что ли забыл? Начинай уже, не ленись. А то снова двойку получишь, вот как этот мальчик на картине.
Вовка снова стал разглядывать картину с названием «Опять двойка». Мальчишка с грустным видом отвернулся, стыдясь своей оценки. Вовка внешне был похож на этого парнишку. И также печально смотрела Вовкина мать, как и эта женщина с картины. Только старшей сестры и младшего брата у Вовки не было, как показано на полотне. А вот собака была. Только Дружок в дом не заходил, зато в ограде радостно встречал Вовку со школы; и не важно было, какую оценку он принес, Дружок всегда был рад мальчику.
Открылась дверь, и в дом вошел старший брат Сашка — довольный, с улыбкой, не сходящей с лица.
— Пиши давай, напомнила мать, — некогда мне тобой заниматься, к свадьбе надо готовиться. Хорошо тебе надо учиться, вырастешь — женишься.
Вовка мгновенно оживился, дернулся, недовольно пробурчал: — Ни за что! Не собираюсь я жениться!
— Погоди, время придет, женишься, — Сашка потрепал брата по светлым волосам. — Ну, чего там? Помочь?
Вовка осторожно пододвинул тетрадку.
— Ну, брат, писать сочинение я за тебя не буду, надо было на уроке слушать, что тебе говорили.
Сашка услышал шаги в сенях и пошел встречать свою девушку. Невесту Саши звали Наташа, первый год работала в местной школе учителем начальных классов, попав в село, где жил Сашка, по распределению. Теперь они с Сашой готовились к свадьбе, и Наташа уже сама забегала к ним, если касалось подготовки к торжеству.
— Вова, а ты почему такой грустный? — Такая же веселая и улыбчивая как и Сашка, она участливо подсела к мальчику. — Что случилось?
Сочинение пишу, а вы тут все мешаете, — проворчал Вовка.
Сашка с матерью рассмеялись от Вовкиных слов, от того как ловко он нашел оправдание.
— Да мы к Саше в комнату пойдем, а ты работай, мешать не будем.
Вовка опустил голову, чуть не плача, ему давно хотелось бросить этот учебник подальше и бежать на улицу к мальчишкам. — Сочинение задали, — обреченно сказал он.
— Понятно, — Наташа, пододвинув стул, сев ближе к мальчику, — ты не знаешь, что писать.
Вовка кивнул. Наташа незаметно махнула Сашке, чтобы отошел, пока она переговорит с младшим братом.
— И что же на этой картине изобразил художник? — Спросила девушка и сама начала рассказывать, при этом задавала наводящие вопросы Вовке, который еще пять минут назад отлынивал от этого задания. Незаметно Вовка втянулся в разговор, рассказал про своего Дружка (собаку), сбивчиво описывал героев картины.
— Да ты молодец! — Похвалила Наташа. — Так интересно рассказываешь. А теперь давай начнем писать. Ну, например так: — На картине художника Решетникова изображены….
Вовка написал первую строчку. Потом вторую. Наташа в это время молчала, стараясь не сбивать вдохновение Вовки. Иногда подсказывала. Потом ушла в комнату к Сашке, как-будто была очень занята. — Ты пиши, а я потом проверю, — пообещала она.
___________________
За сочинение Вовка получил четверку. Это была неслыханная награда за его старания. Прибежал домой, швырнул портфель, оглушил радостным криком маму, бабушку Шуру и Сашку: — Ура-ааа! Четыре!
Он торопливо ел сваренный матерью суп, звякая ложкой по тарелке.
— Ну вот так и дальше учись, хорошему ученику не стыдно и на свадьбу к брату пойти.
Вовка повернулся к матери и, держа ложку в руке, деловито заявил: — Обойдется Сашка, я на Наташе сам женюсь!
Брат с матерью замерли от выходки Вовки. А баба Шура, прикрыв рот уголком платка, стала смеяться. — Ой, не могу, держите меня, а то под лавку свалюсь, — сквозь смех говорила бабушка.
— Зачем тебе жениться, ты еще в школе учишься.
— Ну и что?! Наташа мне с уроками будет помогать. Вон как она помогает. А Сашке уроки не надо делать, он уже в школу не ходит.
— Саша уже армию отслужил, — сказала мать, — так что учись давай, а потом видно будет, далеко тебе еще до женитьбы.
— Ну рассмешил ты, брАтка, — Сашка обнял младшего брата, — молодец, даже ты понял, какая Наташка хорошая. Правда, хорошая у меня невеста? — Спросил он. — А ты когда вырастешь, у тебя тоже будет хорошая невеста.
— А уроки? — Вовка встревоженно смотрел на Сашку.
— А с уроками Наташа поможет, ты только сам в грязь лицом не ударь, старайся, учись.
Вовку такой ответ вполне устроил. Если Наташа и так будет помогать, то не стоит жениться на ней, — решил Вовка.
Картину «Опять двойка», известную многим поколениям школьников, художник Федор Решетников создал в 1952 году. Сначала была задумка изобразить отличника. Для этого и пришел в школу, а учительница привела его в класс, предложив место на задней парте. Парнишка, которого вызвали к доске, учился хорошо. Но в этот раз заволновался очень сильно, может быть гость в классе чем-то смутил. Федор Павлович понял, что этот вариант не подходит. И тут же пришла идея написать картину про неуспевающего ученика.
Вскоре он нашел подходящий прототип — мальчишку из соседнего двора. Так «родилась» картина «Опять двойка», над которой задумчиво сидели в разные годы очень многие школьники, размышляя: «с чего же начать».
Татьяна Викторова