Летний день возле сельского магазина. На крыльце столпились несколько женщин и дед Макар. Они смеются и что-то обсуждают.
Ольга поздоровалась с односельчанами и вошла в магазин. Она купила нужные продукты и вышла.
— Ольга, слыхала про нашего нового учителя? – толкает её в бок Зинаида и загадочно смеётся. – Жених в деревне появился! Прямо мужик!
— Нет, — заинтересовалась Оля и остановилась. – Где? Когда?
— Да уж почитай недели две как в Любкин дом заселился, — поясняет, закуривая самокрутку, что скрутил из газеты и набил домашней махоркой дед Макар, — Учительши бывшей. Любка то весной замуж вышла, к мужу переехала. Вот дом и освободился. Его туда и поселили.
Бабы громко хохочут. Оля, не понимая о чём идёт речь, смотрит на них вопросительно.
— Ага! – Кивает Зинаида, выплёвывая кожуру от семечек, и моментально заполняя рот целыми. – Такая «гороцкая» приехала. Прямо пава! Ходит по деревне ото всех лицо воротит. То ей не нравится, это она не может. Грамотная!
Снова раздаётся смех.
— А в чём дело-то? – спрашивает Ольга. – Не пойму что-то.
— А как на Новый год попробовала Валькиной самогонки, так сразу такая нормальная баба оказалась, — подытожила Тамара. – Да ещё и замуж моментально выскочила!
Все переглядываются и хохочут.
— Конечно, с таким брюхом поневоле выйдешь, — с серьёзным видом говорит дед Макар и продолжает. – Так вот я и говорю. Одет он, как иностранец: красная кепочка, штаны на новый манер. Василий – физрук ему для знакомства и укрепления отношений предложил домашнего самогона. Ну, а он… – он кивает головой и затягивается. – …отказался!
— Да, ладно! – возмущаются хором женщины. – Не пьёт! Ну, надо же! Опять не повезло нам с мужиком. Бракованный попался!
— Я так думаю, — машет рукой Макар и переходит на шёпот. – Он хворый! Или ещё какая беда. Но не мужик он бабы. Нет!
— Тьфу ты! – плюнула Ольга и машет рукой. – Не везёт нам на мужиков. Совсем не осталось женихов. И этот не жених.
Оле очень обидно, что нормальных, даже и пьющих мужиков, совсем не осталось. Кто в город подался, а кто помер. Она и сама овдовела два года назад. Осталась с двумя детьми на руках. Тянуть на себе дом, огород, детей и работу – тяжело.
Наступил тёплый сухой сентябрь. Дети пошли в школу. Молва о новом учителе разнеслась далеко по деревням. Дети наслышав о нём нелицеприятное мнение от родителей, совершенно игнорируют его замечания на уроках и не слушаются.
Идёт урок математики в пятом классе. Владимир вызвал отвечать к доске Артёма. Мальчик встал, но к доске не идёт. Опустил голову.
— Я не готов, Владимир Иванович, — признаётся мальчик.
— Почему? – строго спрашивает учитель.
— Не смог, — отвечает Артём и поясняет. — У нас ветка груши отломилась наполовину и упала на забор.
В классе хохот.
— Так, — говорит Владимир и строго смотрит на учеников. — Как это связано с домашним зданием? Поясни.
Артём потоптался на месте, размышляя над тем говорить или нет. Потом откровенно рассказал, что мама встала на лестницу, чтобы отпилить сломанную ветку. Лестница пошатнулась, и она упала. Когда падала, схватилась за надломленную ветку. Так с веткой сверху и рухнула.
— Мама с ушибами и переломом ноги сейчас в больнице, — закончил Артём свой рассказ и вздохнул. – Поэтому я не смог сделать домашнее задание. Мы с сестрёнкой Катькой остались дома одни. Её и накормить нужно, а она такая балованная без мамки. Плачет и ничего не ест. Правда каша немного пригорела… Отвожу её в детский сад и забираю. Опять же кормлю кошку и собаку. Весь дом на мне. Я за старшего остался. Ей богу некогда уроки делать. А ещё надо и в больницу к маме сбегать. Она так переживает за нас.
Владимир Иванович внимательно посмотрел на детей, что с любопытством наблюдают за ним.
— У вас, что нет родных? — удивился Владимир.
— Мама говорила, что есть троюродная тётка где-то в городе. А больше никого. Мама сюда в деревню переехала после смерти своих родителей. Тут и замуж вышла за нашего папку. Он тоже помер. Теперь мы втроём так и живём.
— Ладно, Артём, садись, — говорит он. – Сегодня будет новый материал. Открываем учебник…
Он замер и оглянулся к Артёму.
— Пожалуйста, задержись после уроков. Нам надо поговорить, — просит учитель.
Мальчик кивнул головой.
Позже, когда дети вышли из класса, Артём подошёл к столу учителя. Насупив брови, он пинает коленом свой портфель и нервно вздыхает.
Владимир Иванович закончил писать что-то в журнал и повернулся к мальчику.
— У меня есть предложение. Я буду помогать тебе с домашними делами, а ты будешь учить уроки, — говорит Владимир Иванович, дружески улыбаясь.
— Нет. Не надо, — растерялся Артём и попятился. — Зачем вам взваливать на себя чужие проблемы? Нет!
— Ты мой ученик. Я несу за тебя ответственность, — объясняет учитель. — Сейчас ты нуждаешься в помощи. Это мой долг – тебе помочь! Не отказывайся.
— Спасибо, — облегчённо выдохнул мальчик и улыбнулся в ответ. — Если честно, то мне очень нужна помощь. Но я не умею просить.
Владимир пришёл к Артёму домой и сел на лавочку у калитки. Хозяев нет. Потом показался Артём. Он вёл за руку пятилетнюю девочку.
— Как зовут твою сестрёнку? — спрашивает учитель, наклоняясь к девочке.
— Лена, — ответил мальчик.
— Артём, ты садись делать уроки, а я приготовлю ужин, — предлагает он и проходит на кухню.
Сначала Владимир покормил Лену. Девочка с удовольствием выхлебала суп и выпила молоко с печеньем. Потом они с Артёмом сели за стол. Уложив девочку спать, Владимир попрощался и ушёл домой.
Следующий день воскресенье, в школе выходной. Владимир с утра пришёл к Артёму, чтобы помочь. Но дверь никто не открыл. Владимир позвонил по телефону. Тишина.
Мужчина заволновался и обошёл дом вокруг. В открытое окно в спальне Владимир влез внутрь. Он почти сразу нашёл Артёма. Мальчик лежал на полу без сознания. Рядом валялся стул со сломанной ножкой.
— Артём, ты меня слышишь? – осторожно трясёт он мальчика за плечи. – Да что это такое.
Из дальней комнаты послышался плачь Лены. Она проснулась и напугалась, что никого нет.
Владимир вызвал скорую помощь. Артёма увезли в больницу. Осмотрев ребёнка, врач сделал заключение:
— У него сильный ушиб головы. Мы сделали ему укол и капельницу, сейчас он спит. Приходите завтра.
Когда Артём с перевязанной головой открыл глаза, он увидел около своей кровати учителя.
— Ну и напугал же ты меня, — улыбаясь, говорит Владимир. — Я тебя зову, а ты не отвечаешь. Пришлось залезть в дом через окно.
— Я хотел к маминому возвращению из больницы навести дома порядок, — объясняет он. – Полез вытереть пыль со шкафа… — вздыхает. — Но ростом не вышел. Встал на стул, а дальше не помню. Наверно, упал.
— У стула ножка сломалась. Я смотрю, это у вас семейное. Мама упала, потом ты, – смеётся Владимир. – Ты поправляйся и за Лену не волнуйся. Она со мной. Всё в порядке.
— Владимир Иванович, — смущённо пряча глаза, говорит Артём. — Не люблю просить, но…
— Ну, говори, не стесняйся, — просит Владимир. – Тебе что-то нужно?
— Нет, мне ничего не нужно, а вот… Навестите, пожалуйста, маму. Может, ей что-то надо. Лекарства или продукты какие купить, – просит мальчик.
— Да, конечно, — кивает Владимир. — Не волнуйся. Сейчас схожу.
— Маму зовут Ольга. Она у нас такая хорошая, – говорит Артём.
Владимир навестил Ольгу и успокоил, чтобы не волновалась о детях.
Мужчина вернулся в дом Артёма, где уже сидела и ждала его на лавочке соседка, с которой он оставил Лену. Владимир не мог оставить маленькую девочку одну.
Пока сын и мать лежали в больнице, Владимир жил в их доме. Утром он отводил Лену в детский сад, а вечером забирал. В первый раз воспитательница удивилась, что её привёл чужой человек. И строго спросила девочку:
— Катя, а кто этот дядя?
— Он длуг моего блата, — с гордостью пояснила Лена, и помахав рукой Владимиру, радостно запрыгала в группу.
После работы Владимир спешит в больницу к Ольге и Артёму. Потом забирает Лену из детского сада и ведёт домой кормить, купать, укладывать спать.
Артёма выписали из больницы, и Владимир сдал свой пост, но каждый вечер навещает детей, помогает им. Спустя несколько дней домой вернулась и Ольга. Владимир сам привёз её из больницы.
— Спасибо за вашу помощь, — смущённо улыбаясь, благодарит Ольга. — Мы с сыном доставили вам столько хлопот.
— Я только мечтать мог о таких хлопотах, — смеётся Владимир. — Знаете. Я с десяти лет воспитывался в детском доме. Родители погибли. О семье, конечно, мечтал, но современные девушки предпочитают богатых женихов. А у меня учительская зарплата. Кому нужен нищий учитель?
— Мне! – выкрикнула Ольга и напугалась своей искренности. – Нам, я хотела сказать, поправила она себя. — Катюха так к вам привязалась.
— Приятно чувствовать себя нужным, — говорит Владимир, заглядывая Ольге в глаза.
Зимой Владимир и Ольга поженились. Гуляя с женой и детьми по деревне, Владимир ловит на себе удивлённые взгляды односельчан.
— Повезло учителю, — судачат между собой две женщины, провожая семью взглядом. – Ольга из него настоящего мужика сделала. А какой приехал к нам никчёмный. Надо же!
Ольга слышит их слова и думает про себя:
«Это ещё неизвестно, кому больше повезло Владимиру или мне».
***
Не судите о людях по внешности. Если кто-то не такой, как ты — это ещё не значит, что он тебя хуже.