Елена Дмитриевна с испугом смотрела на ночных визитеров. Она старательно поправляла домашний халат, из-под которого выглядывала ночная рубашка. Словно оправдываясь за свой вид, молодая учительница робко произнесла:
— Простите, но в такой поздний час я не ожидала гостей. И объясните, пожалуйста, подробнее, что случилось. Из вашего звонка я ничего не поняла.
Анна громко закричала:
— Не прикидывайтесь невинной жертвой, Елена Дмитриевна! У нас пропал ребенок! Понимаете! Не вернулся домой после школы!
Лицо девушки моментально обрело мраморный оттенок.
— Как пропал? Он присутствовал на всех уроках, а потом отправился домой! Куда он мог подеваться?!
Андрей сделал предупредительный жест жене, и, стараясь быть спокойным, сказал:
— Именно это мы хотим выяснить. Илья не вернулся из школы в обычное время. Мы обошли всех друзей и знакомых, но никто ничего не знает. Поэтому мы с женой решили потревожить вас в столь неурочное время.
Разъяренная вежливостью мужа Анна чуть не испортила ситуацию. Она накинулась на него, не переставая при этом громко рыдать.
— Ты отец или не отец?! Что ты мечешь бисер перед ней?! Пропал наш сын, а ты пытаешься соблюдать этикет! Надо действовать! Может, именно в этот момент нашему Илюше угрожает смертельная опасность!
Крики возмущенной родительницы еще больше испугали Елену Дмитриевну. Девушка буквально вжалась в дверной косяк, а ее глаза от страха и ужаса стали огромными. Она тихо пролепетала:
— Но поверьте, я ничего не знаю….Все было обычно, никаких происшествий во время уроков не случилось.
Обезумевшая от горя мать снова пошла в атаку.
— Уважаемая Елена Дмитриевна, если бы в школе было все нормально, наш ребенок бы не исчез! И как вам доверять детей?!
Андрей втолкнул супругу в дверной проем, и плотно закрыл дверь.
— Зачем орать, Аня?! Криками сейчас не поможешь! Всякое могло случится. И причем не обязательно в школе.
Анна притихла. Учительница тоже стала понемногу приходить в себя. Она беззвучно плакала, и по-детски тыльной стороной ладошки вытирала слезы. Андрей подумал:
— Господи, она сама еще девчонка! А на ней такая ответственность. Тут недолго и сломаться.
Но озвучивать свои мысли мужчина не стал. Стараясь говорить спокойно, он обратился к учительнице:
— Мы с женой уже обращались в полицию, там взялись за поиски мальчика. Но вы сами понимаете, Елена Дмитриевна, что важна каждая деталь. Поэтому мы решились в такое неудобное время вас побеспокоить. Может, что-то странное сегодня произошло? Какой-то случай, которому мы, взрослые не придадим значения, а для восьмилетнего ребенка он покажется катастрофой.
Обессилившая от эмоционального взрыва учительница опустилась на краешек стула.
— Единица….
Анна продолжала всхлипывать, а Андрей сразу оживился:
— О чем вы? Какая единица? У Ильи всегда были отличные отметки. Мальчишка всегда старательно готовится к урокам, у него даже есть свой особенный ритуал….
— Сегодня я ему поставила кол за домашнее задание, он не выполнил ни одного пункта. Поэтому такая оценка была справедливой. Но я не заметила, чтобы он сильно расстроился. Правда, ребята над ним немного посмеялись, но следующий урок прошел нормально. Поэтому я не думаю, что эта злосчастная единица стала причиной исчезновения мальчика.
Анна внимательно слушала учительницу, а потом воскликнула:
— Погодите, кажется, я начинаю что-то понимать. Совсем недавно, всего пару дней назад, сын меня расспрашивал, как в древности наказывали детей за плохие оценки.
Теперь заволновался отец пропавшего мальчика.
— И что ты ему наговорила?
— Ничего особенного, просто рассказала немного про времена Домостроя…и поздние периоды нашей истории. Считаю, что дети должны знать традиции предков, и….
Мужчина схватился руками за голову.
— А ты не подумала, как воспримет эту информацию восьмилетний пацаненок? Про какие традиции ты Илье рассказывала? Про то, как детей розгами пороли и на горох ставили?
Несчастная мать снова зарыдала:
— Да…я во всех подробностях рассказала сыну об обычаях, а он так внимательно слушал меня!….Что же я натворила! И где его искать, Андрей? Ведь он свой телефон дома оставил сегодня!
Илья не знал о переполохе, который вызвало его исчезновение. Еще с утра у него было предчувствие, что он получит двойку за домашку. Но получилось еще хуже — училка влепила ему жирную единицу. Поэтому он сразу решил, что не пойдет домой. А вдруг его тоже высекут розгами или коленками на крупу поставят на всю ночь.
— Лучше умру где-нибудь, а домой не пойду!
Произнесенное вслух решение помогло мальчишке обрести уверенность в себе. Ведь других вариантов в его положении не было. Сначала он пытался стереть единицу ластиком, но сделал только хуже — на месте оценки появилась дырка. Поэтому он решил не испытывать судьбу. Уж очень было страшно думать о розгах. Хотя Илья ни разу в своей маленькой жизни не сталкивался с этим орудием наказания, он интуитивно понимал, что эту пытку он вряд ли выдержит.
Определенного плана у третьеклассника не было. Около часа он бродил по улицам родного городка. Потом направился в сторону вокзала. Мама ему рассказывала много разных историй про то, как в старину люди пешком ходили из города в город. Ведь не у всех в ту пору были деньги на коня. Больше всего его поразила история жизни Михайло Ломоносова. Чтобы немного приободриться, Илья спросил сам себя:
— Чем я хуже этого Ломоносова?!
Наверное этот жизненно важный вопрос прозвучал слишком громко, потому что проходивший мимо старик с удивлением заметил:
— О! Молодой человек, не слишком ли рано вы себя сравниваете с великим ученым? Если вы сделаете хоть десятую часть из того наследия, что нам оставил Михаил Васильевич, тогда вы точно будете не хуже!
Мужчина долго рассматривал юного эрудита, а потом спросил:
— Я смотрю, молодой человек, вы достаточно образованы для своих лет. Откуда вы знаете про великого ученого?
— Мама рассказывала. Она у меня историк, в музее работает.
Старик снова с удивлением посмотрел на мальчика:
— Уверен, у вас светлое будущее! Наверное, круглый отличник?
Этот вопрос застал Илью врасплох. Он смутился, кивнул головой, и схватив ранец побежал прочь.
Старик долго смотрел ему вслед, качая головой.
— Что за молодежь пошла? И не поговорить толком!
На перроне в ожидании электрички собралась целая толпа людей. Вскоре раздались гудки приближающегося состава. Подхваченный людским потоком Илья оказался в теплом вагоне. Никто на него не обращал внимания, поэтому он устроился у окна, и быстро заснул. Но сон длился недолго. Раздался резкий женский голос:
— Граждане пассажиры, конечная! Приготовимся к выходу! Не забывайте свой багаж!
Илья также незаметно вышел из вагона. Он не запомнил названия станции, на которую его привез электропоезд. На улице уже темнело, а октябрьский холод быстро проник под легкую курточку. Мальчику сразу захотелось домой, где было так тепло и уютно. Он даже чуть не расплакался, но сам себе снова приказал:
— Не хныкать! Ломоносов пешком прошел столько километров, а я на поезде ехал.
На короткое время пример великого соотечественника помог школьнику побороть страх перед неизвестностью. Он прошел в здание вокзала, где тоже было многолюдно. Неожиданно напомнил о себе пустой желудок, но бутерброды и яблоко он съел еще на большой перемене. Порывшись в кармане куртки, Илья нашел несколько монеток.
Около вокзального буфета змейкой вилась огромная очередь. От разных вкусных запахов сильно кружилась голова, а живот вообще не хотел успокаиваться. Но мальчик мужественно ждал своей очереди. Неожиданно к нему обратилась женщина, которая стояла впереди:
— Малыш, тебя здесь затолкают! Что ты хочешь купить?
Эта добрая тетенька вызывала доверие. Поэтому он раскрыл ладошку, на которой блестели монетки.
— Я не знаю, на что тут хватит.
Женщина покачала головой.
— Да, особо не разговеешься, но булочку сможешь купить.
Она аккуратно собрала деньги, и направилась в голову очереди:
— Товарищи и господа! Разрешите без очереди взять, а то поезд сейчас отходит. Мне только булочку и котлету!
Через минуту женщина вернулась с пакетом, от которого исходил теплый пар.
— Ешь, котлетка еще горячая!
— Спасибо, тетенька! Но у меня же были деньги только на булочку!
— А получилась еще и котлетка! Кушай, малыш, может и ты когда-нибудь мне поможешь. Кто знает, что с нами завтра случится.
Илья уплетал неожиданно свалившийся в его руки ужин, а женщина наблюдала за ним. Когда он расправился с едой, она достала салфетку и вытерла ему руки.
— Вот так! Теперь полный порядок! Послушай, малыш, а где твои родители? Почему ты один?
Мальчик не успел ответить, потому что диспетчер объявил о прибытии поезда, и его новая знакомая заторопилась на посадку.
— Ой! Мне пора! Стоянка всего три минуты, могу не успеть. Счастливо оставаться, мальчик!
У выхода женщина помахала еще раз на прощанье. Илья снова почувствовал себя одиноким. Никому не было до него дела, все спешили мимо, иногда толкали его, а порой даже ворчали:
— Пацан, ну что ты торчишь, как тополь на Плющихе? Отойди в сторону, не мешай!
Илья забрался в дальний угол зала ожидания. Он почувствовал, как тяжелеют веки, и свернулся на жесткой лавке калачиком. Сквозь сон он слышал, как кто-то сел рядом. Потом этот кто-то накрыл его ноги чем-то теплым. Илье снилась единица. Но во сне она была живой и толстой, и напоминала старуху Шапокляк из мультика. Она грозила Илье длинным, крючковатым пальцем и приговаривала:
— Розги! Розги тебе назначат!
Илья пытался убежать от противной старухи, но она его все время настигала, и пугала розгами. Вдруг появился Ломоносов, и единица сразу исчезла. Ученый гладил мальчика по голове, и приговаривал:
— Домой тебе надо! Ты еще совсем маленький! А единица — не беда! Ее всегда можно исправить!
Неожиданно Михайло Васильевич стал трясти Илью за плечо:
— Пацан! Просыпайся! На горизонте менты, надо делать ноги, а то запакуют нас с тобой на пару!
Илья даже не успел хорошо разглядеть человека, который тащил его за руку к выходу из вокзала.
— Двигай ногами, парень!
Мальчик старался изо всех сил, но у него все равно не получалось быстро бежать. Тогда человек подхватил его словно бревно под мышку.
— Горе мне с тобой! И откуда ты взялся на мою голову?
Недовольство незнакомого мужчины сильно удивило Илью:
— Дяденька, но я вас не знаю!
— Я тебя тоже.
Незнакомец опустил мальчика на землю.
— Прошу в мое скромное жилье. Не обессудь, у меня без изысков, но перекантоваться можно. И зовут меня Василием, а для тебя я дядя Вася! Понял?
— Ага!
Неизвестно откуда взявшийся дядя Вася обустроил жилье для себя в вагончике. Там было не так холодно, как на улице, но очень плохо пахло. Илья обратил на это внимание.
— У вас тут так воняет!
Дядя Вася хмыкнул.
— Терпи казак, атаманом будешь! Запомни, так пахнет жизнь, когда ты попадаешь на самое дно. От меня тоже когда-то пахло не так дурно! Меня уважали и даже почитали, а потом выкинули, как хлам на помойку!
— Почему?
— Потому что стал не нужен! Вот, ты куда выбрасываешь плохие вещи?
— В мусор….
— Так и с людьми случается. Причем не редко. Ладно, сейчас разговор не обо мне. Как ты здесь оказался? И почему ты во сне звал Ломоносова? Это твоя фамилия?
— Нет, я Марков Илья. Я сбежал из дома, потому что единицу получил.
Дядя Вася слушал сбивчивый рассказ третьеклассника и не переставал удивляться.
— Многое я в своей жизни повидал, но впервые вижу человека, который решил пуститься в бега из-за плохой оценки! Родители твои, наверное, от горя обезумели! А учителя? Ты подумал о том, что твою Елену Дмитриевну, которая тебе кол влепила, и правильно сделала, могут вообще с работы выгнать?
Илье было очень стыдно. Он пытался оправдать свой поступок.
— Но я не хотел никому делать плохо, просто боялся….
— Чего?
— Что меня накажут…розгами….
— Будь я твоим отцом, я бы тебе всыпал так, что ты не смог бы неделю сесть.
Андрей с Анной всю ночь не сомкнули глаз. Каждый час они звонили в отдел полиции, чтобы узнать, как идут поиски их пропавшего сына. Андрей то и дело подходил к окну, вглядываясь в темноту. Наступило серое утро, за окном тихо моросил дождь.
— Аня! Анюта! Наш Илюха! Точно он!
Счастливые родители не могли наглядеться на свое чадо. Анна осыпала сына поцелуями, а Андрей благодарил дядю Васю за участие в судьбе сына. Мужчина не привык к повышенному вниманию, и очень смущался.
— Да ничего особенного я не свершил. Смотрю пацаненок один, и сразу понял что тут что-то не так. Он все про единицу рассказывал, наказания боялся.
— Мы его в жизни никогда пальцем не тронули!
— Просто не всегда маленьким детям нужно рассказывать о некоторых вещах. Иногда это оборачивается неожиданными последствиями. А мальчишка у вас хороший!
— Василий, чем мы вам можем помочь?
— Вряд ли мою судьбу исправишь. У меня ни документов, ни ПМЖ.
Но родители Ильи помогли дяде Васе с документами и работой. И этот пример лишний раз подтверждает, что добро всегда добром отзовется.
Автор: Татьяна Ковалёва