Ситуация в маршрутке. Жарко, усталый народ долго ждал на солнцепёке, и маршрутка набита до отказа. Я сижу, потому что еду с конечной.
Приличного вида семья: молодая бабушка, мама, сын лет восьми вынужденно стоят. Рядом стоит девушка с твердой сумкой на плече. Сумка неудачно задевает мальчика. Бабушка просит девушку сумку убрать. Но девушка только отодвинулась, мама поменялась с мальчиком местами, и вроде вопрос улажен.
Но вот маршрутка притормозила чуть резче и, видимо, сумка задела маму мальчика, та ойкнула. И тут ребенок, со всей детской, но уже мужской силы, зло толкает девушку. Та, от неожиданности, неудачно разворачивается и садится на плечо женщине. Очень сильно присаживается, женщине больно до травмы.
Конечно, начинается ругань и разборки. Даже нет смысла передавать взаимные обвинения. Все кричат и друг друга не слышат.
А я смотрю на мальчика, который стоит молча с лицом героя: он только что заступился за маму — он гордится. Сочувствия к женщине, получившей травму, чувства вины нет, ни на грамм.
Я вышла следом за этой семьёй. Мама с бабушкой продолжали обвинять девушку, всех участников ситуации, водителя…. И, нет. Ни слова они не сказали в укор мальчику, как-будто все он сделал правильно. И уверена я, что и не скажут после.
На пешеходном переходе мы сравнялись. И тут моя педагогическая душа рванулась:
— Это ты так сильно толкнул девушку сейчас? Так же нельзя, стыдно, ты понимаешь?
— Какое право вы имеете делать моему внуку замечания? Вы ничего не знаете…., — и что-то там ещё много услышала я.
Но так как человек я по натуре спокойный, молча пошла на зелёный. Свой вклад внесла и хватит.
Уверенность в своих силах, умение постоять за себя и близких, убедить в своей правоте, безусловно, нужны человеку. И воспитывать их в ребенке надо.
Однако в последнее время во внимание уже не берётся такое качество, как, например, доброта. Отзывчивость, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь без применения силы — это же важнейшие характеристики.
Сколько ещё на пути этого мальчика встретится зла, предательства, зависти и ненависти? Такова жизнь. Важно, чтобы он не стал жестоким, циничным и равнодушным, умел сочувствовать и умел помогать не за счёт причинения вреда другим.
Некоторые родители уверены, что доброта — это слабость.
Как я уже писала: раньше в школу вели и переживали, чтобы ребенок никого не обидел, а теперь переживают, чтобы никто не обидел его. И сразу учат защищаться, давать сдачу. Вот и приходят в класс такие дети с кулаками. Детская жестокость стала уже притчей во языцех. Дети грубы с учителями и сверстниками, хамят родителям.
А доброта — это отнюдь не слабость. Если у родителей нет желания воспитывать в ребёнке доброжелательного, дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить. Он не будет счастлив. «Живут лишь те, кто творит добро», — говорил Лев Толстой.
И ещё, доброта — это качество человека, которое не может быть избирательным. Оно либо развито, либо — нет. Не может быть ребенок добр лишь к близким, а к остальным черств и безразличен. Такого не бывает.
«Живут лишь те, кто творит добро», — говорил Лев Толстой. Фото из ресурсов интернетсети
Существует масса способов поддерживать природой данное это качество детей и обучать ему: от любви к животным, от добрых сказок до волонтерства. Но как же часто сейчас в семьях воспитание доброго и неравнодушного человека уходит вообще на задний план.
И, конечно, личный пример — основа всему.
Давайте вспомним честно, без лукавства перед собой, как часто ваш ребёнок видит вас раздражёнными, недовольными или равнодушными? Как часто малыш слышит крик или нехорошие отзывы о людях?
Только честно….