Уровень культуры мужчины определяется его отношением к женщине.
М. Горький
Уступают не мужики, уступает сильный пол!
В этот раз всё развивалось по уже привычному сценарию. Когда на очередной остановке зашли три женщины, я уступил одной из них своё место, а остальные остались стоять. В маршрутке — полно мужиков разного возраста: и с сединой в волосах (старшее поколение!), и совсем молодых (студенты). Но отношение к женщине у всех одинаковое.
Минут через десять ещё и бабушка подсаживается. Деньги, кряхтя, водителю передала, стоит, посапывая. Поднимается женщина, которой я место уступил:
— Садись, бабушка!
Та говорит:
— А что, мужиков-то нету здесь?
Женщина не растерялась и отвечает:
— А уступают ведь не мужики, уступает места сильный пол слабому.
Я стою, смеюсь. А мужики вокруг делают вид, что ничего не замечают.
Маршрутка ехала из города в райцентр. Соответственно ехали все деревенские. Раньше деревня славилась своей традиционной культурой. Куда сегодня всё это ушло? Почему там, в этой несчастной маршрутке не нашлось мужчин, способных вести себя по мужски?
Ехать мне предстояло больше часа, и, размышляя, я нашёл ответ на этот вопрос. А проиллюстрирует его ещё один любопытный эпизод из сельской жизни.
Мужик как домашняя скотина
Наблюдал эту картину 8-го марта. Встречаются две женщины, поздравляют друг друга с праздником. Рядом с одной из них стоит мужик, как собачонка на поводке: башкой кивает, слюни пускает, ничего не говорит. Вроде бы, это он должен с 8-м марта знакомую поздравить? Но нет! Команды раскрывать рот не было, инициатива в руках главы семьи, то есть женщины.
Сейчас пишу, а в памяти один за другим всплывают эпизоды сельской жизни, подтверждающие существование матриархата в деревне. Мужик здесь превратился в тягловую силу: на нём пашут, он ездит на заработки, забивает гвозди. А все решения принимает женщина.
Мужики в той маршрутке обязательно уступили бы дамам место, если бы дамы дали им команду. Они просто по привычке ждали указаний свыше.
Надо отметить, что эта культурная деградация — проблема старшего поколения. Молодёжь, понятно, копирует модель поведения, предлагаемую им отцами и дедами. А вот как старшие обабились, потеряли своё право называться сильным полом — это хороший вопрос для социолога.